ТЕМ, КТО ЕЩЁ НЕ

СТЕНГАЗЕТА "АРХИТЕКТОР"



            Где-то в сердце Уральских гор, чуть правей той самой линии, что разделяет два великих материка, стоит наше учебное заведение, которое мы называем коротко и просто: АРХ.
            Уж каких только имён ему не выдумывали чиновники за почти тридцатипятилетний срок его существования. В девичестве - УфМАИ (уральский филиал московского арха), в первом браке – САИ (свердловский архитектурный), а теперь, и вовсе как воинственный клич диких уральских горцев, – УГАХА (Ур. гос. арх.-худ. академия). Здесь учили (и продолжают учить) не только архитекторов, но и дизайнеров с художниками. (Правда, как правило получаются творческие универсалы с широким культурным кругозором. Да, оно и к лучшему.) Общественная жизнь в стенах этого казённого дома всегда кипела и бурлила. Ну скажите, куда ещё было девать творческую силушку сотен студентов в эпоху, когда зарабатывание денег приравнивалось к государственному преступлению? Студенты развлекали себя как умели: играли в ВИА и рок-группы, дурили на Маёвках, снимали кино и, разумеется, выпускали стенгазету.
            В жанре стенопечатной журналистики, который был так популярен в СССР, газета «Архитектор» представляла собой явление поистине уникальное. Она не столько пропагандировала хорошее и клеймила плохое, сколько служила творческим полигоном для наиболее талантливых голов и рук института. Состав редакции во все времена составляла культурная студенческая элита (преподавателям разрешалось лишь курировать процесс, но до рукоприкладства они не допускались). «Архитектор», в меру своих сил, сражался с партийной цензурой и стадными инстинктами за право личности на самовыражение. Открытой воины, естественно, быть не могло, поэтому сопротивление, как правило, носило характер мелкого литературно-художественного хулиганства.

            Содержание материалов каждого номера вызывало живейший интерес у всей институтской общественности, не говоря уже об изобразительной форме, которая по традиции несла на себе опечаток наиболее прогрессивных графических тенденций своего времени. В тот день, когда вывешивался в коридор очередной номер, учебный процесс в институте замирал – все, и студенты и преподаватели, огромной толпой собирались вокруг газеты, чтобы узнать что-нибудь новое и интересное о себе самих. Популярность газеты была так велика, что иногда от неё уже на третий день ничего не оставалось – студенты втихую вырезали полюбившиеся статьи, фотографии и иллюстрации. Наиболее скандальным был случай, когда «Архитектор» был целиком украден с городского конкурса студенческих стенгазет, что не помешало ему занять первое место.
            Газета всегда делалась на высоком профессиональном уровне. Сначала листы ватмана натягивались на стандартные планшеты размером 55х75 см (отсюда и наш домен). Всего обычно уходило от пяти до восьми планшетов на один номер. Первый (крайний левый) планшет с названием «Архитектор» и большой тематической иллюстрацией, являлся, по существу, обложкой газеты. Статьи печатались на пишущей машинке, на длинных полосках бумаги, которые впоследствии приклеивались на планшеты (от чего полиграфический термин «полоса» в нашей среде имел несколько иной смысл), затем пространство между полосами заполнялось иллюстрациями и фотографиями.

         Темы были самыми разнообразными, от аварии в общежитии, до обсуждения новомодных тенденций мирового зодчества. Стихи и проза, фоторепортажи, живописные и графические персоналии, и, конечно, что-нибудь про рок-музыку. Что характерно, каждый номер решался как единое графическое произведение, в особенной стилевой манере или цветовой гамме, и за всю историю издания не было двух похожих газет!
         Ко всем большим и малым праздникам вывешивался квадратный экспресс-плакат. У творческих людей голова устроена по-особенному, так что порой над плакатом к 1 апреля корпели не в пример старательней, чем над плакатом к 7 ноября. Среди сотен экспресс-плакатов встречались истинные шедевры – продукты бессонных ночей и мозговых штурмов. Все они были абсолютно оригинальны, а многие из них незабываемы и по сей день.

         Редакция газеты «Архитектор» прекратила своё существование практически одновременно со страной развитого социализма, и портвейном №777. Казалось, зачем нужен этот бессмысленный и бесплатный хомут в новом мире свободы и предпринимательства? Свежий сквозняк с запахом дензнаков быстро выветрил из стен института практически все культурные инициативы. Да и какие уж тут стенгазеты, когда студент с утра до вечера ишачит в мастерских! Пришедшая на смену убогая малотиражка (настоящая газета!) ни буквой, ни духом не напоминает своего грандиозного рукотворного пращура.
         Всего было издано (а вернее сказать - изготовлено) более 100 номеров «Архитектора». От них осталась лишь худая стопочка листов в институтском музее. Перечитывать сегодня старые заметки смешно и даже немного стыдно: такое сочетание энтузиазма, честности и целомудрия с трудом воспринимается в нашу лихую эпоху. С другой стороны, как нам кажется, именно этот коктейль и позволял в серой и бедной стране творить удивительные вещи.
         Есть и другой остаток – это те самые люди, которых в разные годы «сделала» газета «Архитектор». Некоторых из них, таких, как Владимира Хотиненко или Вячеслава Бутусова, знает вся страна, но поверьте, что все остальные тоже не лыком шиты: они руководят архитектурой городов, сочиняют, рисуют мультики, создают телеканалы. И хотя им уже далеко не 18, и они по уши завалены важными делами, они решили объединиться, и возродить в Интернете честь и славу своей молодости – «Архитектор». Новый «Архитектор» это не просто ностальгический проект. Это возвращение к тому безвозмездному расточительству творческой энергии, к тому общественно полезному хулиганству, которое и приносит нам истиную радость.




От кого
Нажмите кнопку ОБЗОР (BROWSE), выберите картинку формата JPG, не шире 600 пикселей и меньше 70 кб (другие картинки не принимаются), обозначте её место в тексте символом * (звёздочка) и отправьте письмо. :-)
Игорь Зарубин 25/08/06 23:26
На картинке "В 1977 году газета выглядела..." узнал себя и Елену Аборину-Зарубину в платье для беременных, т.е. это было ещё до рождения дочери Маши, правильно - 1977 год.

Игорь Зарубин 21/09/06 00:40
А вот на верхней фотографии какой-то человек в военной форме, а ведь рядом военная кафедра. Кто бы это мог быть?

Олег Мокряков 05/10/06 00:48
Пытаюсь вспомнить, где ЭТО висело. По-моему где-то на лестнице между 2 и 3 этажами с "промно-дизайнерской" стороны. Могу спутать со стройотрядовскими стендами. Или прямо на третьем? И ещё помню большой выпуск, посвящённый рок-клубу или какому-то рок-фестивалю. Там, в частности, были упомянуты группы "Чай-Ф" и "Ева"...

Олег Мокряков 05/10/06 00:50
Судя по стройке - середина или конец 90-х. Военка, вроде, уже тогда сдохла. Или нет? А если да, то что там сейчас?

Олег Мокряков 05/10/06 00:54
А кто с гитарой? Кто-то из кантри-группы, которую помню осенью 86-го, кажется, кроме "Аэроглифа" была ещё одна. Я ничего не путаю? А девушка - ?

Саша Коротич 09/10/06 12:31
Мы наняли американских статистов, вот они и позируют.

Алена Чернышева 24/02/07 00:17
так вот вы какие - Зарубины с тыла...

Дмитрий Константинов 28/02/07 06:44
Игорь, должен сказать что там давно уже не военная кафедра, а человек в форме просто миллиционер

АНАТОЛИЙ ЖУНЕВ 08/03/07 08:48
Дорогая редакция... А вот экспресс-плакат юбилейный в виде института-торта, пироженки- ШЮА и бутер-кафедра, мне кажется, это год 83-84?? Помнится. делали его под руководство Вовы Слепцова? Или я ошибаюсь? Но весь Арх ржал    над кафедрой-бутером! На что Борисенко откомментировал: Херовничаем, стюденты... Не потягхавайтесь.... Учите материальную часть....)))

Игорь Лихоманов 21/03/07 15:24
Некоторое добавление: в 1972 году намечалось назвать нашу школу УАИ, даже бирки были в институтском гардеробе с этой аббревиатурой

Газиз Хуснутдинов 12/10/08 21:07
планшет с тортом главного здания был раньше 83 года , возможно 82 ?...в памяти осталось изображение более выразительное и кажется военная кафедра была ярче :-)...это от ностальжи наверно , у нас было очень достойное и лучшее студенчество , мы красиво жили тогда , на фоне серой и унылой действительности

увертюра 21/05/06 11:59
Вечно молодые... Супер!

Мальчик Зима 11/05/06 00:02
Душевно и Понятно.